Смартфон и я: Начало (часть 2)

(начало здесь)


Почему я вчера провела так много времени, "зависая" в телефоне?
Там все время что-то обновляется, кто-то пишет, оно меня затягивает...
Кажется, это доставляет мне удовольствие. До того, как купила карту памяти, обрезала сим-карту и до того, как впервые подключила Лошадь к интернету, я уже вовсю погрузилась в исследование "начинки" телефона. Мне интересны настройки, фотокамера (кстати, здесь она плохая... Что не помешало осуществить давнюю мечту - установить Инстаграм), радио... Потом я поняла, что мне просто очень нравится телефон, и исследовать его - это почти как переходить по ссылкам в интернете. А потом появился интернет и собственно телефон. Вчерашний случай с исследованием приложений показателен.

По сути, приложения = каталог новых возможностей.
Приложения - это вещи, об-аполлоничивающие нашу жизнь, делающие ее интеллигибельной и подчиненной разуму, а точнее, интеллекту, алгоритмизирующему все процессы (кроме игр – с ними все как раз наоборот). Хочешь быть спокойным - сажай виртуальный лес, хочешь избавиться от депрессии - получай каждый час новые анекдоты, хочешь быть здоровым - пей воду по режиму и делай подобранные специально для тебя упражнения.
И, кстати, все эти возможности – платные (насколько я понимаю). Добавим к этой платности алгоритмизацию процессов и поглядим, что получится. В стройные схемы, расчерчивающие пространство и (особенно) наше время, постоянно вторгаются "субъективные факторы": письма от людей, приходящие по всем соцсетям и каналам связи и реклама. Никто не хочет смотреть рекламу и никто не хочет, чтобы письма от знакомых тревожили его в любой момент. Но реклама нужна, чтобы мы вовремя узнавали о новинках и покупали новые вещи, а письма нужны, чтобы потеснее связать социум, поглубже вплести нас в наши социальные связи. Приходит сообщение от А: "Я, кстати, купил новые джинсы в таком-то магазине. Там сейчас новые скидки", от Б: "Завтра вечером в клубе В будет такая-то тусовка. Пойдем?", от Г: "Давай сходим в кино", от Д: "А мы переехали". И все это вводит нас глубже и глубже в общество. Раньше мне бы понадобилось войти в Хром, открыть ВКонтакт, прочесть сообщения... А теперь они сами входят в комнату, без стука, включают вибрационный сигнал и дисплей на моем телефоне.
Пластиковая крышечка, прикрывающая дисплей - последний барьер между мною и социумом!
Поэтому у меня установлена дополнительная защита (меня от публичности): чтобы что-то сделать, нужно пальцем нарисовать на экране определенный рисунок.

Об эстетизации смартфона.
А еще каждое из приложений представляет особый дизайн и имеет много альтернатив. Почему бы не подобрать все приложения в подходящей тебе эстетике? Значит, телефон еще и дает возможность эстетизировать это новое (целое!) измерение пространства по твоему индивидуальному вкусу. В духе стим-панк-эстетики, в духе эко-эстетики, в духе дальневосточных традиций... Что угодно, ведь это твой телефон. Способы организации: звуки, тактильность (вибрация), цвет, образ, музыка, загруженность/минимализм. В телефоне - твой персональный мир, который всегда с тобой. Но ведь это и общий мир! Тогда телефон - чудесное окошко, или чудесная линза, посмотрев в которую, ты в любой момент можешь увидеть мир таким, каким ты хочешь его видеть. Это радует глаз, утешает, успокаивает... А твой сосед/друг/девушка успокаиваются в своей эстетике. Конечно, предпосылки к этому есть и в способах организации ПК. Но телефоны всегда у нас в карманах.

Почему неугомонная эстетизация - это плохо?
Недавно я читала статью Библера с конспектом по ней С. Ю. Курганова о вкусе как таковом (см. пост и комментарии https://www.facebook.com/dariya.koshka/posts/1598399086888311?pnref=story).
"Западноевропейская художественная культура 18 века",М. "Наука", 1980. Вот что меня там заинтересовало:
Курганов - по Библеру: "7. Человек со вкусом - вот художественное произведение века Просвещения. Это - человек опустошенный, но жаждущий наполнения. И могущий быть наполненным. Для того и ПУСТОТА. Людям страшно от прозрачности и пустоты понятий.Серебряный век во Франции. (с.19).
8. Вкус превращается в форму ОБЩЕНИЯ с самим собой. Это общительность как таковая, легкая, непринужденная, свободная от содержания. Наслаждаясь произведениями искусства, человек беседует "по поводу", спорит, обменивается фантазиями, новеллами, только что сочиненными и тут же позабытыми. В сознании такого человека сталкиваются неопределенные мысли, разные нравственные оценки. Человек удерживает эти продукты своей фантазии от столкновений, непримиримости, угрюмости и фанатизма. (с. 20)". Вкус - это общение с собой, якобы свободное от политической ангажированности, не заинтересованное в продвижении некоторых убеждений. Но культура, отделенная от действительности, становится декоративно-отдыхательной, безделушечной - и, как следствие, со стороны своего субъекта (юзера телефона) - стихийной, случайностной, наслаждальческой, но и страдательной, кастрированной, потребительской; а со стороны поставщика (разработчики Гугл.Приложений и Самсунг-телефонокомпьютеров) - создающей, внимательно изучающей и насаждающей, дающей субъекту в согласии с привычными ему установками - новые темы. Изучая психологию, я лучше буду понимать людей - значит, появляется приложение с советами психолога; живя по режиму, я буду лучше себя чувствовать - значит, появляется приложение с будильниками, зовущими делать все дела; окружая себя вещами, носящими отпечаток моего вкуса, я буду окружен комфортом и уровень моей жизни повысится - появляются темы с полюбившимися эстетиками. Но грабли пустого трёпа больно дадут по лбу за идею множественных мнений и свободного времени - времени игры, времени болтыхания в теплой водице любимого цвета, за эстетизм, пусто-обменивающийся мнениями, не стремящийся к системе, к целостному взгляду на мир, к политизации вкуса. Без объединения Красоты и Блага Истина жестоко отомстит. Потому, что многие из владельцев смартфонов живут в серых панельных строениях, вокруг которых то и дело рвутся трубы теплоснабжения, и покупают продукты в АТБ, а одежду - на рынке Барабашово. Все хуже, чем в персонально настроенном и утешительно быстром карманном компьютере.

Тоталитарность телефона - в объединении и сборе информации о пользователе
Да, и еще. Очень давно, еще лет 5-7 назад, я заметила, что, имея много инстанций представленности в интернете (мыло, аккаунты в соцсетях, блог, аккаунты на форумах), а также другие точки связи с социумом (банковские счета, телефон, карточки в поликлинике, документы), я как бы должна следить за всем этим, учитывая все каналлы коммуникации, и это не так-то просто. Только что мне прошлось напрячь память, чтобы припомнить все свои точки связи. Все это должно быть как-то соединено. Как? Все мы носим в карманах телефоны. Значит, через телефон... Или через мыло, ведь туда стекаются оповещения со всех сайтов, и там удобнее и богаче интерфейс? Я думала так лет 5-7 назад. А потом появились биометрические паспорта. Скоро я получу такой паспорт, поэтому я поискала информацию о нем. Оказалось, с таким паспортом легко выследить место нахождения человека. Ну, да мне скрываться не от кого. Но, может быть, стоит задуматься о предстоящем слиянии телефона и биочипа. Есть приложения, фиксирующие алгоритм сна (правда, о них пишут, что они так себе), напоминающие о необходимости выпить воды, помогающие считать каллории и пройденные за день километры... И это в устройстве, в котором есть мой Гугл.Диск, Gmail, все снимки и видео, все аккаунты в соцсетях. Скоро там будет и моя медицинская карточка. Смартфон становится небоходимым для социализации предметом.

А почему эстетизация - это хорошо?
Эстетика - это способность останавливать поток непонятного, неразличимого сущего неким особым образом. Теперь речь идет об архитектуре телефона, об организации интерфейса. Как он устроен? Правильно, слаженно, строго. Как любой компьютер. Только отличие его в том, что он всегда со мной. Это, похоже, влияет на меня: я сама стала более организованной, более требовательной к себе, словно бы стараясь быть похожей на мою Лошадь. Может быть, включается и фактор о-человечивающего отношения к данному устройству… Или это я о-предмечивающе отношусь к человеку (на себя смотрю как на мою Лошадь)?

(Продолжение. Начало здесь)
Кроме того, нематериальностность измерения, транслируемого смартфоном, изменила отношение к физическому миру
Выныривать из телефона иногда необычно, даже страшно. Вчера я была в большом продуктовом супермаркете, и что-то завибрировало в моем телефоне. Я откинула крышечку и увидела, что обновляются приложения. Это заинтересовало меня, и я продолжила продвижение по зале, погрузившись в изучение происходящих в моем устройстве процессов. А потом закрыла телефон и обнаружила - вдруг! - что я стою в совершенно другом отделе, не в том, который мне нужен, а в том, который для меня нежелателен - в кондитерской. Видимо, ноги сами меня принесли туда, куда тянет подсознание и ленивое, разбалованное тело.
Когда мне нужно было написать план на день, я решила сделать это ручкой и в блокноте, а не в телефоне. Писать стало легче (видимо, сказывается улучшение мелкой моторики) и приятнее. Ощущение ручки, шорох бумаги - мм, как ностальгически сладко! Точно так же я смотрю на фотографии старых деревенских домиков с подчеркнуто деревянными дверями и балками под потолком, на старые здания с шелушащейся штукатуркой, на проселочные дороги... Эти вещи, лишенные утилитарной нагрузки, освобождаются для чисто эстетического наслаждения ими. Ммм, как приятно нажимать на клавиши, как радостно застиласть постель... И как, наверное, будет приятно мне через месяц-два выключить и убрать в шкаф мою Лошадь на целую неделю! Как подступит старый, твердый, материальный, плотный мир, как по-новому выделятся все вещи с их формами и цветами...


Итак, сегодня смартфон - это:
- хранилище всей информации,
- узел, в котором сплетены все каналлы связи, от часов до Мессенджера,
- связь со всеми контактами: в телефоне, фейбсуке, наВК, в Скайпе,
- способ релаксации и побега от удручающей действительности,
- целое дополнительное измерение пространства, которое можно эстетизировать по своему индивидуальному вкусу,
- возможность отчужденной самодисциплины, самоконтроля-при-помощи,
- средство саморепрезентации (вспомним лошадь у меня на рабочем столе, темы, все приложения),
- орудие труда (походный вариант для правки художественных текстов, например. Думаю, проблемы с клавиатурой решабельны),
- орудие тотального контроля, персональные и приятные кандалы, свои для каждого.
Мысль восхитительная и шокирующая!

Изменения в моей жизни, спровоцированные смартфоном
Проведя несколько дней в постоянных прерываниях на телефон, где так легко "зависнуть", я ощутила на себе, как затягивает эта штуковина.
Но прежде всего, я получила новую возможность: править тексты, лежа, идя, сидя в парке.... И почему-то почти не использую ее.
Пространство сразу же получило новое измерение: обычный телефон заменен компьютером в кармане, и этот компьютер очень быстрый, удобный и глубокий. Еще одна глубина мира, третья, после физич. пространства и моего слегка подтормаживающего и более физического (с мышкой и клавиатурой) ноутбука.
Время сжалось: с новой силой на меня набросился интернет с его подкашивающей, соблазняющей властью, с его ускоренной проходимостью коммуникаций, с сообщениями каждые несколько минут.
Прежде мне было легче не отвечать на сообщения в соцсетях, смс и звонки, когда я работала. Теперь будто снизился уровень самоконтроля.
Люди как будто находятся вокруг меня, в непосредственной близости (даже не нужно нажимать клавишу - только коснуться пальцем сенсорного экранчика - и я могу услышать, увидеть человека). Только что я впервые за последние 5 дней пропустила звонок.
Мне приятно держать телефон в руке, совершать эти легкие прикосновения кончиками пальцев. Мелкая моторика постепенно нарабатывается, и мне все легче обращаться с телефоном. Приятно отвечать на звонки (нужно к центру подтянуть зеленую кнопочку), на смс, похожие на переписки в соцсетях - быстрые, удобные, невесомые, почти уже нематериальные.
Вместе с людьми ко мне получила доступ реклама (через программу-аналог проводника), а также, как я предполагаю, структуры власти и идеологии.
Словно бы стараясь быть похожей на мою Лошадь, я сама стала более организованной, более требовательной к себе.
Кроме того, нематериальностность измерения, транслируемого смартфоном, отодвинула на задний план физический мир и освободила его для особой, ностальгической красоты.
Хочется исследовать эту штучку, хочется узнать ее возможности - но на это не хватает времени. Ночью у меня обновились приложения, я нашла в числе 16ти обновлений пару интересных. Оказывается, можно управлять телефоном голосом (это для людей с проблемами зрения), и телефон может озвучивать книги (о последнем слышала - давно хотела попробовать).
Как видим, изначальное второе назначение телефона - править с его помощью художественные тексты - отошло на второй план, загороженное приложениями, штучками, винтиками: они оказались удивительными и захватывающими. Но, может быть, это только сейчас, в самом начале...
Парадоксальным образом телефон сблизил меня с людьми, но и отдалил в мой мир, дав настроить себя по моим усмотрениям. Мне пришлось сделать над собой усилие, чтобы удалить приятных "вампиров времени" - приложения соцсетей.

Сегодня-завтра хочу:
- попробовать управление голосом;
- приложение медитаций;
- наладить коммуникацию между ноутбуком и телефоном на Гугл.Диске, чтобы спокойно править вордовский файлы (но пока это затруднительно, я занимаюсь статьей, а ее править на телефоне - какое-то извращение);
- войти, наконец, в Скайп;

- узнать о всяких других приложениях: куда еще лезут наглые виртуальные щупальца. Особенно мне интересно, как оно воздействует на связь с физическим миром, прежде не нуждавшуюся в такого рода подпорках.

Комментарии

популярные